«Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» — Фронтовой театр «Искра»
Сегодня в рубрике «Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» мы рассказываем о фронтовом театре «Искра».
Самый главный зритель — защитник Родины — был достоин такого искусства, где говорилось бы о торжестве жизни. Ещё в начале войны при всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы: всего был организовано 25 выездных трупп. В них входили коллективы Театра имени Евгения Вахтангова, Малого театра, Театра ВТО и др. С сентября 1941 года созданный из группы актеров Театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедших в народное ополчение, ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название «Искра», и работавший вплоть до Дня Победы.
Сохранились воспоминания одного из артистов о создании будущего фронтового театра «Искра»:
17 июля 1941 года я ушел в народное ополчение по Смоленскому шоссе на запад. По пути к фронту мы рыли окопы, делали лесные завалы. Однажды командование 17 й дивизии прибыло в наш полк, построенный вдоль дороги, и объявило задание — приготовиться к походу с утра на рытье противотанкового рва. «В полку у вас есть работники искусств, два шага вперед!» Нас вышло 810 человек. «Вы остаетесь на месте, и даем вам задание — приготовить к вечеру хороший концерт и приехать с ним к месту наших работ». Концерт был дан.
Театр выступал на 1 м и 2 м Прибалтийских фронтах, на Калининском, Волховском, 1 м и 2 м Белорусских фронтах. И, конечно же, всем особенно запомнились выступления в победном мае 1945-го, когда долгожданными декорациями стали развалины взятого Берлина.
Благодаря дневнику, который вел художественный руководитель театра «Искра», актёр, режиссёр, талантливый художник Григорий Александрович Попов-Палин, мы смогли познакомиться с артистами, репертуаром и бытом, который вели участники бригады. Кроме дневника сохранился альбом фронтового театра «Искра», в котором можно увидеть фотографии артистов, зрителей, сцены из концертов и спектаклей, рисунки, бытовые зарисовки. Театральный коллектив «Искры» строился по особому принципу. Все работники театра были артистами и в то же время выполняли другие функции, работали все — от директора до рабочего сцены. В коллективе обязательно были баянисты и танцоры.
В «Искру» входили артисты Театра имени Ленинского комсомола: Александр Бобров, Евгений Гуров, Александр Пелевин, Владимир Марута, Гавриил Иванов, завлит Александр Пудалов, режиссер Александр Таланов, художник Сергей Захаров, главный реквизитор Александр Розин, а также артисты Большого театра и столичного Театра оперетты. Особо востребованными в репертуаре были популярные советские песни «Песня о Сталине», «Землянка», «Рябина», «Ты взойди, солнце красное», «Тачанка», «Ополченские», «Партизанские» и «Красноармейские» частушки, «Синий платочек».
Григорий Палин:
Зритель в актёрах хочет видеть не только артистов, но артистов-друзей, представителей всех ими покинутых близких своих. Актёр через большую любовь, через огромное тепло душевное находит пути к сердцам фронтовых зрителей.
Артисты исполняли как фрагменты из классических пьес, так и фельетоны А. Толстого и И. Эренбурга, юморески М. Зощенко, отрывки из водевилей, скетчи и миниатюры. Огромной популярностью пользовались народные танцы. Выступать приходилось в любых погодных условиях — и в зной, и в мороз. Но артисты все равно надевали свои костюмы и выходили на сооруженную из досок сцену, играли даже в землянках. Актеры старались включить в свой репертуар веселые, легкие для восприятия вещи, чтобы помочь бойцам отвлечься от трудовых военных будней. Поэтому все спектакли-концерты проходили с большим подъёмом.
#Победа80
Самый главный зритель — защитник Родины — был достоин такого искусства, где говорилось бы о торжестве жизни. Ещё в начале войны при всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы: всего был организовано 25 выездных трупп. В них входили коллективы Театра имени Евгения Вахтангова, Малого театра, Театра ВТО и др. С сентября 1941 года созданный из группы актеров Театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедших в народное ополчение, ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название «Искра», и работавший вплоть до Дня Победы.
Сохранились воспоминания одного из артистов о создании будущего фронтового театра «Искра»:
17 июля 1941 года я ушел в народное ополчение по Смоленскому шоссе на запад. По пути к фронту мы рыли окопы, делали лесные завалы. Однажды командование 17 й дивизии прибыло в наш полк, построенный вдоль дороги, и объявило задание — приготовиться к походу с утра на рытье противотанкового рва. «В полку у вас есть работники искусств, два шага вперед!» Нас вышло 810 человек. «Вы остаетесь на месте, и даем вам задание — приготовить к вечеру хороший концерт и приехать с ним к месту наших работ». Концерт был дан.
Театр выступал на 1 м и 2 м Прибалтийских фронтах, на Калининском, Волховском, 1 м и 2 м Белорусских фронтах. И, конечно же, всем особенно запомнились выступления в победном мае 1945-го, когда долгожданными декорациями стали развалины взятого Берлина.
Благодаря дневнику, который вел художественный руководитель театра «Искра», актёр, режиссёр, талантливый художник Григорий Александрович Попов-Палин, мы смогли познакомиться с артистами, репертуаром и бытом, который вели участники бригады. Кроме дневника сохранился альбом фронтового театра «Искра», в котором можно увидеть фотографии артистов, зрителей, сцены из концертов и спектаклей, рисунки, бытовые зарисовки. Театральный коллектив «Искры» строился по особому принципу. Все работники театра были артистами и в то же время выполняли другие функции, работали все — от директора до рабочего сцены. В коллективе обязательно были баянисты и танцоры.
В «Искру» входили артисты Театра имени Ленинского комсомола: Александр Бобров, Евгений Гуров, Александр Пелевин, Владимир Марута, Гавриил Иванов, завлит Александр Пудалов, режиссер Александр Таланов, художник Сергей Захаров, главный реквизитор Александр Розин, а также артисты Большого театра и столичного Театра оперетты. Особо востребованными в репертуаре были популярные советские песни «Песня о Сталине», «Землянка», «Рябина», «Ты взойди, солнце красное», «Тачанка», «Ополченские», «Партизанские» и «Красноармейские» частушки, «Синий платочек».
Григорий Палин:
Зритель в актёрах хочет видеть не только артистов, но артистов-друзей, представителей всех ими покинутых близких своих. Актёр через большую любовь, через огромное тепло душевное находит пути к сердцам фронтовых зрителей.
Артисты исполняли как фрагменты из классических пьес, так и фельетоны А. Толстого и И. Эренбурга, юморески М. Зощенко, отрывки из водевилей, скетчи и миниатюры. Огромной популярностью пользовались народные танцы. Выступать приходилось в любых погодных условиях — и в зной, и в мороз. Но артисты все равно надевали свои костюмы и выходили на сооруженную из досок сцену, играли даже в землянках. Актеры старались включить в свой репертуар веселые, легкие для восприятия вещи, чтобы помочь бойцам отвлечься от трудовых военных будней. Поэтому все спектакли-концерты проходили с большим подъёмом.
#Победа80