«Навстречу 80-летию
Великой Победы.
Ленкомовцы-фронтовики». Иван Берсенев

08.02.2025
Сегодня в рубрике «Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» мы вспоминаем Народного артиста СССР, театрального режиссёра, педагога Ивана Николаевича Берсенева (1889–1951 гг.).

С января 1938 г. до ухода из жизни Иван Николаевич был актёром и художественным руководителем Театра им. Ленинского комсомола, который образовался благодаря слиянию Центрального ТРАМа (Театра рабочей молодёжи) со студией Рубена Симонова.

При Берсеневе театр поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива в Стране. Тогда в репертуаре появились знаменитые пьесы «Парень из нашего города», «Нора», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Так и будет», «Месяц в деревне», «Наш общий друг».
Вопреки настороженному в то время отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности.

Одним из самых знаменитых спектаклей Ивана Николаевича стал выпущенный перед самым началом Великой Отечественной войны «Парень из нашего города» (1941) по пьесе Константина Симонова. Наряду с жестким идеологическим посылом в нём ощущались теплота, романтика близких к реальным людям и весьма обаятельных персонажей.

В октябре 1941 года театр был эвакуирован в Узбекистан. Причём сам процесс, включая логистику, полностью лёг на плечи руководства театра.

Из воспоминаний И. Н. Берсенева:
Театр выехал в Фергану 15-го октября, нам не удалось взять с собой ни декораций, ни костюмов, т. е. всё это пришлось вновь создавать по приезде. Труппа выехала не в полном составе, и мы очень интенсивно работали с новыми исполнителями. 13 декабря открыли театр новым спектаклем «Васса Железнова» Горького…

Великая Отечественная война стала серьёзным испытанием для творческих сил коллектива театра. Тем не менее именно в этот период репертуар особенно насыщается современными пьесами, первым в Союзе Берсенев поставил «Фронт» А. Корнейчука, а также «Поединок» бр. Тур и Л. Шейнина и «Так и будет» К. Симонова.

Помимо этого, Иван Николаевич поставил в Государственном Узбекском Академическом театре имени Хамзы спектакль «Полёт орла» по местной легенде о дружбе русского и узбекского народов, о помощи России Узбекистану.

К. Симонов о Берсеневе («Истории тяжелая вода. Книга воспоминаний»):
Годы эвакуации были трудными годами для театров. Требовалось много сил, твердости и, я бы добавил, мужества, чтобы не утратить достигнутой театром художественной высоты, сохранить требовательность к себе и другим, восполнить потери в коллективе. Не буду продолжать, тут можно было бы сказать очень многое. Берсенев, руководя театром во время войны, делал большое и нужное в военное время дело, но ему хотелось сделать еще больше…

До начала войны Берсенев провёл в театре всего три года, но то, что было им сделано, не прошло даром: было увеличено количество мест в зрительном зале, переоборудована сцена и оснащена вращающимися кругом, надстроен третий этаж, где разместились гримёрные. Когда труппа вернулась в Москву в 1943 году, театр вновь занял своё почётное место в списке ведущих театров Столицы.

Театральные эпохи носят часто имена режиссёров — «Эпоха Берсенева» в «Ленкоме» продлилась 14 сезонов — вплоть до его смерти в 1951 году.