«Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики». С. Л. Штейн
Сегодня рубрика «Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» посвящена режиссёру, заслуженному деятелю искусств РСФСР Сергею Львовичу Штейну (02.10.1911 — 18.04.1977).
В 1937 году во Дворце культуры Завода им. И. В. Сталина Сергей Львович организовал и возглавил детскую театральную студию, в которой сам поставил множество спектаклей. В первые дни после начала Великой Отечественной войны на фронт отправились актёрские бригады. Среди них была и бригада студийцев. В октябре 1941 года принято решение об эвакуации большинства театров столицы. Сергей Львович Штейн, поступив в театр имени Ленинского комсомола в качестве актёра уже после начала войны, в августе 1941 года, осенью отправляется с театром в эвакуацию, в Узбекистан.
В письмах тех лет Штейн пишет о своей работе с великими ленкомовцами:
Сейчас моя квалификация повышается невероятно высоко — я имею возможность работать с глазу на глаз с огромными Мастерами театра. Одно то, что я сейчас работаю с Бирман и как режиссёр, и играю с ней большую сцену — всё это впитывает в меня тоннами настоящее цельное молоко искусства.
Уцелевшие документы говорят о том, что артисты творили и играли в тяжелейших жизненных условиях. Находясь в эвакуации с октября 1941 по апрель 1943 года, театр выпустил 10 премьер! На сцене рождаются спектакли, посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками: «Фронт», «Поединок», «Так и будет». Сергей Львович, помимо актерской игры в большинстве «эвакуационных» спектаклей, выступает вторым режиссёром в постановке Софьи Гиацинтовой «День живых» А. Бруштейн, премьера которой состоялась в Ташкенте.
В декабре 1941 года из Москвы в Фергану прилетело письмо:
Дорогой Сергей Львович! Нашей концертной бригадой дано 30 концертов за месяц и 15 читок в госпиталях. Подготовлены две новые программы. Самое главное — мы живём, мы нужны и нашли свое место в общем строю. Просим написать для бригады новую программу. Целуем. Совет студии.
С программой, написанной С. Л. Штейном, студийцы (именовавшие себя «штейновцами») выезжали на передовые позиции, в освобождённые города и сёла. В начале 1942 года в Фергане идёт «Парень из нашего города».
В рецензии на спектакль местная газета пишет:
Замечательного исполнителя в лице артиста С. Штейна нашла роль Аркадия Бурмина, профессора, военного врача, скромного советского учёного, столь мило неуклюжего, смущающегося и смелого. Штейн очень правдив и прост в своей игре, он может весело смешить и заставить крепко грустить.
Из письма С. Л. Штейна родным:
Один близкий мне человек сказал о том, что самое сильное в войне то, что война делает людей правдивыми — вот с этого начну, и этим закончу.
В 1937 году во Дворце культуры Завода им. И. В. Сталина Сергей Львович организовал и возглавил детскую театральную студию, в которой сам поставил множество спектаклей. В первые дни после начала Великой Отечественной войны на фронт отправились актёрские бригады. Среди них была и бригада студийцев. В октябре 1941 года принято решение об эвакуации большинства театров столицы. Сергей Львович Штейн, поступив в театр имени Ленинского комсомола в качестве актёра уже после начала войны, в августе 1941 года, осенью отправляется с театром в эвакуацию, в Узбекистан.
В письмах тех лет Штейн пишет о своей работе с великими ленкомовцами:
Сейчас моя квалификация повышается невероятно высоко — я имею возможность работать с глазу на глаз с огромными Мастерами театра. Одно то, что я сейчас работаю с Бирман и как режиссёр, и играю с ней большую сцену — всё это впитывает в меня тоннами настоящее цельное молоко искусства.
Уцелевшие документы говорят о том, что артисты творили и играли в тяжелейших жизненных условиях. Находясь в эвакуации с октября 1941 по апрель 1943 года, театр выпустил 10 премьер! На сцене рождаются спектакли, посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками: «Фронт», «Поединок», «Так и будет». Сергей Львович, помимо актерской игры в большинстве «эвакуационных» спектаклей, выступает вторым режиссёром в постановке Софьи Гиацинтовой «День живых» А. Бруштейн, премьера которой состоялась в Ташкенте.
В декабре 1941 года из Москвы в Фергану прилетело письмо:
Дорогой Сергей Львович! Нашей концертной бригадой дано 30 концертов за месяц и 15 читок в госпиталях. Подготовлены две новые программы. Самое главное — мы живём, мы нужны и нашли свое место в общем строю. Просим написать для бригады новую программу. Целуем. Совет студии.
С программой, написанной С. Л. Штейном, студийцы (именовавшие себя «штейновцами») выезжали на передовые позиции, в освобождённые города и сёла. В начале 1942 года в Фергане идёт «Парень из нашего города».
В рецензии на спектакль местная газета пишет:
Замечательного исполнителя в лице артиста С. Штейна нашла роль Аркадия Бурмина, профессора, военного врача, скромного советского учёного, столь мило неуклюжего, смущающегося и смелого. Штейн очень правдив и прост в своей игре, он может весело смешить и заставить крепко грустить.
Из письма С. Л. Штейна родным:
Один близкий мне человек сказал о том, что самое сильное в войне то, что война делает людей правдивыми — вот с этого начну, и этим закончу.