«Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» Серафима Бирман
Рубрику «Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики» продолжает одна из основательниц Театра имени Ленинского комсомола, лауреат Сталинской премии I степени, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, народная артистка РСФСР Серафима Бирман (1890-1976).
В 1911 году Бирман окончила курсы и стала актрисой Московского художественного театра с помощью Василия Качалова, одного из ее учителей, который отправил рекомендательное письмо прямо Владимиру Немировичу-Данченко. С 1913 года она также выступала в Первой студии под руководством К. С. Станиславского.
Серафима Бирман:
Станиславскому я обязана всем своим существованием на сцене. Без него я бы не удержалась не только в Художественном, но и вообще в театре. Я казалась многим если не странной, то чудной, и в театре сначала отнеслись ко мне настороженно, а может быть, и хуже. Станиславский не удивился мне и не пренебрег мной, восторженной и робкой, неловкой от застенчивости, бестактной от наивности и от этой же наивности отважной…
Новый этап в творческой жизни Актрисы начался, когда знакомые по МХАТу товарищи пригласили её поднять тогда еще никому не известный полупрофессиональный театр имени Ленинского комсомола. Благодаря Бирман, театр обрел новое дыхание. Сформировалась великая ленкомовская троица: Берсенев, Гиацинтова и Бирман. За 20 лет работы в этом театре Серафима Германовна сыграла 14 ролей и поставила 11 спектаклей. В 1941–1943 годах часть театра находилась в эвакуации в Узбекской ССР. В Фергане Бирман восстановила «Живой труп» Л. Толстого, поставила «Вассу Железнову» М. Горького и «Крылатое племя» А. Первенцева. Её первой постановкой по возвращении театра в Москву стал «Сирано де-Бержерак» Э. Ростана.
Как писала в те годы С. Гиацинтова, «в спектакле, поставленном С. Бирман, доминировала приподнято-героическая интонация, главными были мотивы свободолюбия и патриотизма». Выпустив «Сирано», Бирман улетает в Алма-Ату на съёмки «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Ближе к концу войны И. Бересеневым в театре была поставлена пьеса К. Симонова «Так и будет». Вместе со своими героями автор размышлял о послевоенной жизни, о дальнейших судьбах людей, отстоявших свободу. Одну из главных ролей — Анну Греч — сыграла Серафима Бирман:
В роли Анны Греч я впервые за всю сценическую жизнь надела военную форму. Гимнастерку и юбку мне сшили в костюмерной театра имени Ленинского комсомола, а шинель достали военную, настоящую, солдатского сукна; это много значило для меня. Мы начали работу над пьесой «Так и будет» 44-м году. Победа была близкой, но шли ещё тяжелые бои. На полях сражений, защищая независимость Родины, бойцы, командиры Красной Армии не жалели жизней. Солдатское сукно шинели не могло не вызвать душевного подъёма. Ещё в работе за столом я решала, какой должно мне выразить женщину в одежде бойца Отечественной войны. Было в нашем отношении к создающемуся спектаклю что-то чистое как ключевая вода, без примесей актёрства, без мути эгоизма — уж очень трогала и волновала тема пьесы и очень хотелось выразить её со сцены достойно и жизненно.
Серафима Германовна не была фронтовиком в буквальном смысле, однако её театральная деятельность в годы Великой Отечественной Войны внесла ощутимый вклад в поднятие боевого духа простых людей, живших и работавших под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!»
#Победа80
В 1911 году Бирман окончила курсы и стала актрисой Московского художественного театра с помощью Василия Качалова, одного из ее учителей, который отправил рекомендательное письмо прямо Владимиру Немировичу-Данченко. С 1913 года она также выступала в Первой студии под руководством К. С. Станиславского.
Серафима Бирман:
Станиславскому я обязана всем своим существованием на сцене. Без него я бы не удержалась не только в Художественном, но и вообще в театре. Я казалась многим если не странной, то чудной, и в театре сначала отнеслись ко мне настороженно, а может быть, и хуже. Станиславский не удивился мне и не пренебрег мной, восторженной и робкой, неловкой от застенчивости, бестактной от наивности и от этой же наивности отважной…
Новый этап в творческой жизни Актрисы начался, когда знакомые по МХАТу товарищи пригласили её поднять тогда еще никому не известный полупрофессиональный театр имени Ленинского комсомола. Благодаря Бирман, театр обрел новое дыхание. Сформировалась великая ленкомовская троица: Берсенев, Гиацинтова и Бирман. За 20 лет работы в этом театре Серафима Германовна сыграла 14 ролей и поставила 11 спектаклей. В 1941–1943 годах часть театра находилась в эвакуации в Узбекской ССР. В Фергане Бирман восстановила «Живой труп» Л. Толстого, поставила «Вассу Железнову» М. Горького и «Крылатое племя» А. Первенцева. Её первой постановкой по возвращении театра в Москву стал «Сирано де-Бержерак» Э. Ростана.
Как писала в те годы С. Гиацинтова, «в спектакле, поставленном С. Бирман, доминировала приподнято-героическая интонация, главными были мотивы свободолюбия и патриотизма». Выпустив «Сирано», Бирман улетает в Алма-Ату на съёмки «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Ближе к концу войны И. Бересеневым в театре была поставлена пьеса К. Симонова «Так и будет». Вместе со своими героями автор размышлял о послевоенной жизни, о дальнейших судьбах людей, отстоявших свободу. Одну из главных ролей — Анну Греч — сыграла Серафима Бирман:
В роли Анны Греч я впервые за всю сценическую жизнь надела военную форму. Гимнастерку и юбку мне сшили в костюмерной театра имени Ленинского комсомола, а шинель достали военную, настоящую, солдатского сукна; это много значило для меня. Мы начали работу над пьесой «Так и будет» 44-м году. Победа была близкой, но шли ещё тяжелые бои. На полях сражений, защищая независимость Родины, бойцы, командиры Красной Армии не жалели жизней. Солдатское сукно шинели не могло не вызвать душевного подъёма. Ещё в работе за столом я решала, какой должно мне выразить женщину в одежде бойца Отечественной войны. Было в нашем отношении к создающемуся спектаклю что-то чистое как ключевая вода, без примесей актёрства, без мути эгоизма — уж очень трогала и волновала тема пьесы и очень хотелось выразить её со сцены достойно и жизненно.
Серафима Германовна не была фронтовиком в буквальном смысле, однако её театральная деятельность в годы Великой Отечественной Войны внесла ощутимый вклад в поднятие боевого духа простых людей, живших и работавших под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!»
#Победа80