«Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики». З. М. Щенникова
Продолжаем нашу рубрику «Навстречу 80-летию Великой Победы. Ленкомовцы-фронтовики».И сегодня её герой — Зинаида Матвеевна Щенникова (27.10.1913 — 06.10.2006) — советская актриса, практически всю свою жизнь отыгравшая на одной-единственной театральной сцене — в Театре имени Ленинского комсомола. Она родилась в 1913 году, с энтузиазмом встретила революцию, с 1920-х годов стала играть в Театре рабочей молодежи, или ТРАМе, с истории которого и начался сегодняшний «Ленком». За годы своей театральной карьеры Зинаида Матвеевна переиграла множество ролей, ее ленкомовский стажсоставляет более сорока лет.
Марк Захаров («Призраки Ленкома», 2000 год):
Бесспорно, многие достижения «Ленкома» родились не без участия ТРАМа. К своему стыду, мы мало знаем о наших предшественниках. Документов осталось немного, больше воспоминаний… Невозможно забыть, что в ТРАМе когда-то работал замечательный киноартист Николай Крючков, в труппе работает одна из основательниц комсомольского театра — актриса Зинаида Матвеевна Щенникова!..
Вот что актриса рассказывала о том, как она попала на театральную сцену (04.06.1969, «Ленинская смена», «Главное — любовь и упорство!»):
Я вспоминаю свою молодость, свои первые шаги в театре, когда я, школьница, впервые вышла на эстраду клуба Трехгорной мануфактуры и прочитала стихи. Там меня увидел будущий народный артист СССР Николай Крючков и предложил мне пойтина конкурс в театр рабочей молодёжи, тот самый театр, что ныне стал театром Ленинского комсомола. Только тогда не было труппы по современным понятиям. И все мы где-нибудь работали, всё свободное время отдавая искусству. Меня, как и других моих сверстников, учили Хмелёв и Баталов, Соколова и Темешев, тогда ещё сами студенты студии Художественного театра. Учились мы заново, ибо мхатовская школа была особой, великой школой, которую мы стремились впитать в себя.
За месяц до начала войны Щенникова в составе культурно-шефской бригады Театра имени Ленинского комсомола была направлена на обслуживание частей Красной Армии и Военно-морского Флота со спектаклем «История одной любви» и концертными номерами. А сразу по возвращении в Москву, Приказом по театру № 120 от 09.08.1941 г., артистку тов. Щенникову З.М. стали считать мобилизованной по линии ЦК ВЛКСМ. Зинаида ушла на фронт и, вернувшись в Москву, в родной театр в апреле 1943 года, получила роли в спектаклях: «Сирано де-Бержерак» (актриса), «Школьные товарищи» (Катя Ермолаева). Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественно войне». Среди ролей Зинаиды Матвеевны в последующие годы критики того времени выделяли миссис Вайнэринг в спектакле «Наш общий друг» (постановка И. Берсенева, 1946), Луизу в пьесе «Париж, улица Сталинграда» (постановка И. Берсенева, С. Штейна, 1951), Елену Константиновну в «Опасном возрасте» (постановка С. Штейна, 1960).
«Запорожская правда», 17.08.1960 о спектакле «Опасный возраст»:
Скупые, но точные и верные штрихи нашла для своей героини артистка Зинаида Щенникова.
Настоящий ветеран сцены, она неизменно демонстрировала прекрасную актерскую игру и завидное умение вжиться в роль любого персонажа, будь то ее современник или герой классической пьесы.
#Победа80
Марк Захаров («Призраки Ленкома», 2000 год):
Бесспорно, многие достижения «Ленкома» родились не без участия ТРАМа. К своему стыду, мы мало знаем о наших предшественниках. Документов осталось немного, больше воспоминаний… Невозможно забыть, что в ТРАМе когда-то работал замечательный киноартист Николай Крючков, в труппе работает одна из основательниц комсомольского театра — актриса Зинаида Матвеевна Щенникова!..
Вот что актриса рассказывала о том, как она попала на театральную сцену (04.06.1969, «Ленинская смена», «Главное — любовь и упорство!»):
Я вспоминаю свою молодость, свои первые шаги в театре, когда я, школьница, впервые вышла на эстраду клуба Трехгорной мануфактуры и прочитала стихи. Там меня увидел будущий народный артист СССР Николай Крючков и предложил мне пойтина конкурс в театр рабочей молодёжи, тот самый театр, что ныне стал театром Ленинского комсомола. Только тогда не было труппы по современным понятиям. И все мы где-нибудь работали, всё свободное время отдавая искусству. Меня, как и других моих сверстников, учили Хмелёв и Баталов, Соколова и Темешев, тогда ещё сами студенты студии Художественного театра. Учились мы заново, ибо мхатовская школа была особой, великой школой, которую мы стремились впитать в себя.
За месяц до начала войны Щенникова в составе культурно-шефской бригады Театра имени Ленинского комсомола была направлена на обслуживание частей Красной Армии и Военно-морского Флота со спектаклем «История одной любви» и концертными номерами. А сразу по возвращении в Москву, Приказом по театру № 120 от 09.08.1941 г., артистку тов. Щенникову З.М. стали считать мобилизованной по линии ЦК ВЛКСМ. Зинаида ушла на фронт и, вернувшись в Москву, в родной театр в апреле 1943 года, получила роли в спектаклях: «Сирано де-Бержерак» (актриса), «Школьные товарищи» (Катя Ермолаева). Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественно войне». Среди ролей Зинаиды Матвеевны в последующие годы критики того времени выделяли миссис Вайнэринг в спектакле «Наш общий друг» (постановка И. Берсенева, 1946), Луизу в пьесе «Париж, улица Сталинграда» (постановка И. Берсенева, С. Штейна, 1951), Елену Константиновну в «Опасном возрасте» (постановка С. Штейна, 1960).
«Запорожская правда», 17.08.1960 о спектакле «Опасный возраст»:
Скупые, но точные и верные штрихи нашла для своей героини артистка Зинаида Щенникова.
Настоящий ветеран сцены, она неизменно демонстрировала прекрасную актерскую игру и завидное умение вжиться в роль любого персонажа, будь то ее современник или герой классической пьесы.
#Победа80